08:21
Есть ли разведка в Иркутске: беседа с руководителем Каскад, опубликованное в в журнале «Вестник руководителя»

Беседа  с руководителем Каскад, опубликованное в  в журнале «Вестник руководителя», 

Разведка на службе бизнеса 
В современных условиях любой бизнес подвержен большому количеству угроз. Среди них — опасности, исходящие от недобросовестных конкурентов и партнеров; угрозы со стороны госструктур, ангажированных теми же конкурентами; риски, связанные с нелояльностью персонала, криминальной средой, экономико-политическими процессами. Поэтому все более актуальным становится использование методов деловой разведки. О них нам рассказывает Евгений Гасинец, руководительАгентства экономической разведки «Каскад» (Иркутск).

- Евгений Сергеевич, что подразумевает под собой понятие «деловая разведка»? 

- Деловая разведка, бизнес-разведка, конкурентная разведка – понятия синонимичные.

В целом деловая разведка — это комплекс мероприятий, направленный на обеспечение вашей компании информацией, необходимой для превентивного принятия стратегических решений. Более простым языком, это сбор и анализ информации. В данном случае в сфере бизнеса: о бизнес-процессах, внешней и внутренней среде компании, о конкурентах, поставщиках, партнерах, ее сотрудниках.

Все это делается для исключения предпринимательских рисков и выхода на лидирующие позиции рынка. Понятие деловой разведки тесно связано с понятием экономической безопасности.

Сегодня ситуация изменилась, любая компания не застрахована от различного вида угроз, которые способны свести бизнес на нет. И одной из основных причин подобных провалов можно назвать неумение, а порой и просто нежелание заниматься обработкой и анализом информации об окружающей предприятие среде.

Что касается Запада, то там бизнес-разведка развивается давно. В Швейцарии и Японии даже существуют научные институты, которые готовят специалистов в этом плане. Объем предоставляемых услуг растет постоянно.

Если рассматривать крупные зарубежные компании, то у них объем использования методовбизнес-разведки составляет 95%. Такие компании, как Motorolla, ведущие автопроизводители, прибегают к услугам деловой разведки, потому что иначе в условиях рынка нельзя.

У нас в России разведка пока только начинает набирать обороты, например, в крупных компаниях появляются соответствующие подразделения. Что касается средних и мелких, там все пока находится в стадии роста.

- И как обстоят дела с бизнес-разведкой на уровне России и Иркутска? 

- Как и обычно у нас в России, все начинается со столицы. В Москве сейчас работают порядка 50 компаний, оказывающих подобные услуги. Но опять же существует большая разница в качестве этих услуг. Есть компании, которые оказывают услуги выписок из баз данных, то есть занимаются только сбором статичной информации. А вот тех, кто занимается серьезной интеллектуальной деятельностью, у кого есть программные средства и хорошая команда аналитиков, таких компаний очень мало. Они есть в Москве, Санкт-Петербурге, в Новосибирске, Екатеринбурге. Что касается Восточной Сибири и далее к Владивостоку, таких компаний пока нет, во всяком случае, я о них не слышал, и они никак себя не проявляют.

В Иркутске такие услуги продвигаем мы. Считаем, что они востребованы и необходимы в современных условиях бизнеса, в условиях высокой конкуренции. 

- Какие методы вы используете в своей деятельности?

- Часто в обывательском плане разведка ассоциируется со шпионажем и чем-то подобным. Хотелось бы сразу отметить, что деятельность осуществляется в рамках правового поля Российской Федерации. И используемые методы не нарушают ни частную жизнь, ни коммерческую тайну, здесь нет речи ни окаком-то взломе и похищении каких-то документов.

Вообще разведка как деятельность может развиваться по трем основным направлениям: это техническая, агентурная и информационно-аналитическая разновидности.

Что касается первой, технической разведки, то она представляет собой использование различных технических средств для съема информации. Такие методы в бизнес-разведке мы применять не можем. Это запрещено. Такая деятельность осуществляется только госорганами и в определенных случаях (на эти действия нужно разрешение суда для раскрытия каких-то преступлений, борьбы с терроризмом и т. д.).

Единственное, в техническом плане мы используем компьютер и Интернет, то есть современные информационные технологии сбора информации. Это работа в социальных сетях (одноклассники), форумах, чатах, блогосфере, мониторинг Интернета и т. д.

Агентурная разведка нами тоже не используется, потому что такая деятельность в принципе разрешена только специальным службам (имеется в виду работа с сотрудниками других компании). Максимум, что мы можем себе позволить – это провести экспертный опрос. Единственное, он будет отличаться от обычных маркетинговых исследований, мы используем определенные психологические подходы, чтобы это было более результативно.

Таким образом, основные методики бизнес-разведки – это все-таки информационно-аналитические. Раскрывая суть информационно-аналитических методов, мне хотелось бы привести один пример, который очень хорошо ее отражает.

В 1897 году в Санкт-Петербурге полицейские задержали гражданина Великобритании. При нем находились бумаги с описанием и схемой расположения всех военных гарнизонов империи. Откуда, спрашивается, такая информация? После того, как с ним начали работать, выяснилось, что он никуда не проникал и ничего не похищал. Просто в течение полгода-года анализировал все газетные статьи и делал выписки. Статьи были следующего содержания: «У губернатора Санкт-Петербурга был дан бал в честь расквартирования полка гусар». Сразу делался вывод, что здесь находится такой-тогарнизон. Анализ совершенно открытых источников позволил ему составить полную картину.

Поэтому ценность и возможности использования информационно-аналитических методов очень велики. Их значимость также подчеркивал последний руководитель КГБ Владимир Крючков. В книге «Личное дело» он писал, что информационно-аналитические методы позволили получать огромный объем информации, принимать какие-то решения по ним и часто эта информация была полностью достоверна той, которая была впоследствии получена техническим или агентурным способом. 

- Какие направления деятельности включает в себя бизнес-разведка

- Направлений деятельности бизнес-разведки может быть множество, все зависит от того, какие цели и задачи поставлены. В настоящее время наиболее востребованы справки на физических и на юридических лиц. Что касается физических лиц, в первую очередь это справка на будущего партнера. Например, генеральный директор идет на переговоры, заказывает справку, и у него есть представление, что это за человек, какая у него репутация и даже какие у него интересы. Также она может включать в себя психологический портрет личности (у нас есть психолог в команде), определение связей с криминалом, кто может его «лоббировать» и т. д. Естественно, в справке на физлица мы стараемся ограничить личную информацию: где проживает, родственники, родители. Чтобы не нарушать право на частную жизнь гражданина, мы ее не предоставляем.

Если говорить о справке на юрлиц, здесь тоже большое поле для деятельности. В основном просят предоставить информацию на партнеров или конкурентов: зарегистрирована ли компания, как давно, ее репутация на рынке, ключевые финансовые показатели, организационная структура, численность персонала и особенности корпоративной культуры, что производит, какие у нее планы на будущее, основные партнеры и контрагенты, благонадежность, сможет ли она выполнять свои обязательства, примеры позитивного и негативного опыта работы с ней и т. д.

Если предприниматель попросит такую информацию у самого партнера, это способно вызвать недоверие, его могут неправильно понять. Мы же, не афишируя, соберем эти сведения и предоставим их, а руководитель уже потом примет решение: стоит дальше работать с ним — не стоит, может быть, существуют какие-то риски.
Также бывают ситуации, когда собственник организации хочет нанять директора. Ему будут доверяться большие материальные, людские ресурсы. Естественно, нужно получить информацию о 
топ-менеджереот и до, в таком случае тоже заказывают справку.

- С чем связаны наиболее частые случаи обращения?

- Наиболее часто к нам обращаются директора и собственники компаний. Анализируя практику деятельности нашего агентства, можно выделить следующие наиболее востребованные услуги.

1. Проверка благонадежности и кредитоспособности будущего партнера.2. Сбор информации перед переговорами. Подразумевает предоставление объективной информации об оппоненте по переговорам: психологический портрет, интересы, рекомендации по подготовке и проведению переговоров, ценовой коридор для обсуждения.
3. Конкурентные исследования. Мы часто делаем обзоры по нескольким компаниям. Например, металлопрокат – очень конкурентная отрасль. Трейдеров, работающих на этом рынке, около 25, однако основная конкуренция между четырьмя компаниями. И вот четвертая компания на всех троих хочет заказать конкурентный обзор. Сюда может входить история компании, регистрационные данные, руководство, анализ кадровой политики, рекламная и маркетинговая стратегия, выявление и анализ основных поставщиков и клиентов, мониторинг СМИ. Большинство компаний свою стратегию разрабатывают на год, и этот обзор помогает отследить планы конкурентов. Проводится серьезная аналитическая работа.
- Как обстоит дело с кадрами? - Что касается кадров, то «готовых» специалистов нет. В деловую разведку идут работать либо сотрудники правоохранительных органов, либо сотрудники со специфическим образованием, исследователи (маркетологи, PR-специалисты, программисты и т. д.) Однако у сотрудников правоохранительных органов уже свой сложившийся взгляд, своя ментальность, с ними бывает трудно работать, они могут использовать методы, которые не всегда применимы. Поэтому в нашем случае мы берем либо выпускников вузов, либо последний курс и уже по методикам, которые у нас наработаны на практике, обучаем. Стараемся растить свои кадры, потому что их больше неоткуда взять.
- Как обеспечивается конфиденциальность информации? - Мы обеспечиваем своим клиентам полную конфиденциальность – это один из основных принципов нашей работы. Достигается она с помощью организационных, правовых и технических мер. Например, на компьютерах стоят средства защиты информации, также мои сотрудники не знают, кто основной заказчик.

- Как варьируется стоимость услуг? В зависимости от объема и сложности работы. Например, проверка партнера обойдется в районе 5-10 тысяч рублей. Если нужно собрать информацию о юрлице — около 20 тысяч Если это конкурентное исследование и проводится серьезная аналитическая работа, цена обговаривается с заказчиков индивидуально. В целом мы стремимся проводить гибкую ценовую политику, чтобы удовлетворить потребности заказчика. Например, у нас есть стандартная справка, а заказчику в ней что-то не нужно. Какие-то пункты мы можем убрать, естественно, в итоге она обойдется дешевле.

- Сколько времени может занять сбор информации?

- Самая простая справка потребует 2-3 дня. Довольно быстро. Потому что мы используем уже наработанные методики, не надо ничего изобретать. Мы уже знаем, что нужно сделать, куда обратиться, где взять информацию. Есть и свои информационные ресурсы. Серьезная справка займет7-10 дней. Если необходимо серьезное конкурентное исследование по юрлицам – это 2-3 недели и даже месяц. Все зависит от объема информации, ее глубины.

- У вас были случаи из практики, когда разведка помогла компании избежать серьезных убытков?

- Да. Самый простой пример. На крупного инвестора вышла фирма из Бурятии с предложением вложить в свой проект около 1 млн руб. Сфера была очень выгодная — металлопрокат, прибыль там 200−300%, почти как нефтегазовая.Инвестора это заинтересовало, однако перед сделкой он обратился в наше агентство, чтобы проверить эту компанию. Фирма действительно была зарегистрирована, но по этому адресу проходило еще 10 компаний. Сразу вопрос. Установили директора, его паспорт был потерян в 2002 году. Также деятельность по этому адресу практически не велась. То есть успехов у них никаких нет, зарегистрированы они на физлицо, которое потеряло паспорт давным-давно и, кроме того, там массовый адрес регистрации. Всю эту информацию мы предоставили заказчику. Он сделал вывод, что с этой компанией работать не стоит. Таким образом, руководителю компании, удалось избежать крупных финансовых убытков.

Подготовила Анастасия Филипушкова,

журнал «Вестник руководителя», № 9’200*

- До 90-х годов прошлого века в нашей стране не было свободного предпринимательства. Все предприятия и организации были государственной собственностью, и по их обязательствам несло ответственность государство, на его же плечи ложились все риски.источник

Просмотров: 454 | Добавил: Праздник

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam viverra in dui sit amet consequat.

- John Doe, creative director

Praesent vestibulum commodo mi eget congue. Ut pretium vel lectus vel consectetur.

- John Doe, creative director

Etiam quis aliquam turpis. Etiam in mauris elementum, gravida tortor eget, porttitor turpis.

- John Doe, creative director

Lorem ipsum
Neque id cursus faucibus, tortor neque egestas augue, eu vulputate magna eros eu erat
Neque id cursus faucibus, tortor neque egestas augue, eu vulputate magna eros eu erat. Curabitur pharetra dictum lorem, id mattis ipsum sodales et. Cras id dui ut leo scelerisque tempus. Sed id dolor dapibus est lacinia lobortis.
Learn more